Преподаватели кафедры театрального искусства

Куриленко Е.Н.jpg

КУРИЛЕНКО Елена Николаевна

Заведующая кафедрой театрального искусства

Заместитель декана факультета искусств МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор, кандидат искусствоведения, член координационного совета по области образования «Искусство и культура» при Министерстве науки и образования РФ, заместитель председателя Федерального учебно-методического объединения укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Искусствознание», член Союза композиторов и Союза театральных деятелей России.

Окончила теоретическое отделение Музыкального училища имени Гнесиных, Историко-теоретико-композиторский факультет (с отличием) Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне – РАМ имени Гнесиных) и аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания (ныне – Государственный институт искусствознания).

С 1976 по 2014 год – старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. В 1980-е годы работала заместителем главного редактора журнала «Музыкальная жизнь». С 1992 по 2002 год – профессор, заведующий кафедрой музыкального образования, проректор по учебной и научной работе Московской государственной академии хореографии (МГАХ). С 2002 по 2015 год – проректор по учебной работе, заведующий кафедрой истории и теории музыки и музыкального исполнительства Института современного искусства (ИСИ). С 2001 по настоящее время преподает на факультете искусств МГУ, ведет специальные курсы и семинары в рамках магистратуры по направлению «изящные искусства» (профиль «Музыкально-сценическое искусство»).

 

Неоднократно выступала с лекциями и докладами на международных конференциях и фестивалях в Болгарии, Великобритании, США, Франции, Чехословакии, Югославии, в разных городах и республиках СССР. С 1981 по 1988 год представляла СССР на Международной трибуне композиторов в ЮНЕСКО (в качестве постоянного представителя страны и члена жюри Международного конкурса композиторов, Франция, Париж).

Избиралась заместителем председателей Всесоюзной, Всероссийской и Московской комиссий Союза композиторов СССР, Союза композиторов РСФСР и Москвы по работе с творческой молодежью, членом бюро Всесоюзной и Московской комиссий по музыкальному театру.

Автор более 80 научных, учебно-методических работ, учебников по истории и теории музыки, музыкального, в частности, балетного театра, публикаций в музыкальной и театральной научной и периодической печати.

Принимала участие в качестве автора, редактора-составителя или ученого секретаря в многотомных изданиях Государственного института искусствознания:

  • русская художественная культура на рубеже веков;

  • история музыки народов СССР (6 том в 3-х книгах и 7 том в 2-х книгах);

  • музыка ХХ века;

  • музыкальный театр: надежды и действительность: В 2 книгах;

  • музыкальный театр ХХ века: события, проблемы, итоги и перспективы;

  • история балета Большого театра (4-й том);

  • музыкальная драматургия балетного спектакля (монография);

  • проблемы художественного синтеза в балетном спектакле (монография).

Ветров.jpg

ВЕТРОВ Юрий Юрьевич

Доцент

Заслуженный артист России.

В 1967 г. окончил Московское академическое хореографическое училище по специальности «Артист балета» (педагоги Е. П. Валукин, А. Н. Ермолаев). С 1967 г. — солист Государственного Академического Большого театра, ведущий характерный танцовщик. В 1980 г. окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности «Режиссёр-балетмейстер» (педагог Ю. Н. Григорович). Доцент Московского государственного института хореографии (1988). В 1990-1994 гг. директор балетной труппы Большого театра.

Сфера профессиональных интересов: режиссура, хореография. С 2001 г. работает на факультете искусств, ведет занятия по дисциплине «семиотика и стиль хореографии» (в рамках программы бакалавриата).

Былова М.В.JPG

БЫЛОВА Мария Владимировна

Доцент

Советская и российская артистка балета, народная артистка России.

Окончила Московское академическое хореографическое училище по специальности «Артистка балета». С 1974 года была солисткой Большого театра. Дебютировала в 1975 году в балете «Шопениана» Михаила Фокина. Балерина лирико-драматического дарования, обладающая виртуозной техникой, точностью пластического рисунка. Исполняла партии Перо («Подпоручик Киже»), принцесса Флорина,фея Сирени («Спящая красавица»), Фея («Деревянный принц»), Повелительница дриад («Дон Кихот»), Хозяйка Медной горы («Каменный цветок»), Люська («Золотой век»), Эгина («Спартак»), Клеменс, Раймонда («Раймонда»), Незнакомка («Эскизы»), Одетта – Одиллия («Лебединое озеро»), Мехменэ Бану («Легенда о любви»), Анастасия («Иван Грозный»), Тень Никии и Гамзатти («Баядерка»), Жар-птица («Жар-птица»).

Барабаш Наталия Александровна.jpg

БАРАБАШ Наталья Александровна

Доктор искусствоведения профессор

Окончила Театрально-художественный институт (театроведение и актерское мастерство, 1970) и филологический факультет Среднеазиатского государственного университета (1965). Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Категория театральности на примере творчества А.Н. Арбузова» и докторскую диссертацию на тему «Парадоксы сценической условности» (1992).

Автор 5 монографий, в числе которых исследование «Хрупкое равновесие абсурда» (2016), сборников стихов, романов, пьес, рассказов. Победитель международного конкурса поэзии «Золотая скрижаль». Постоянный участник международных научных конференций. Член Союза писателей и Союза театральных деятелей России. Автор методики преподавания сценической речи. Сфера научных интересов: сценическая речь, проблемы голоса и речи, история театра, современный театр, постмодернистская театральная эстетика, литература, поэзия, условность в искусстве театра.

Преподаваемые дисциплины: «актерское мастерство», «художественное чтение: моноспектакль», «пластическая выразительность диктора», «типология художественного образа»; «стиль как метод анализа худ. произведения»; «голос, речь как универсальные феномены современного искусства развития творческой индивидуальности актера, чтеца, режиссера, исполнителя».

Награждена грамотами МИД, Дипломатической академии за авторские курсы и практическую работу по голосу и публичной речи; а также призами, наградами за сборники поэзии в конкурсе «Золотая строфа».

Проводит мастер-классы в разных городах страны – в Ульяновске, Ярославле, Ельце, Смоленске, а также за пределами России: в республиках Средней Азии. Принимает активное участие в разного рода конференциях, семинарах, симпозиумах. Имеет более 70 публикаций в периодической печати, в реферируемых изданиях ВАК. Является членом двух диссоветов.

Решетников В.Д.jpg

РЕШЕТНИКОВ Валентин Дмитриевич

Старший преподаватель

В 2008 году окончил магистратуру факультета искусств МГУ имени М. В. Ломоносова. Первый в истории российский победитель престижнейшего Блэкпульского фестиваля бального танца в программе европейских танцев, двукратный бронзовый призер чемпионата мира в программе европейских и латиноамериканских танцев, многократный призер и победитель главных российских и мировых турниров по бальным танцам. Обладатель национальной премии «Экзерсис» за заслуги в танцевальном спорте, а также  звания «Заслуженный мастер танца»  Российского танцевального союза. Бронзовый призер чемпионата Европы по Аргентинскому танго в категории «Сценическое танго» и финалист в категории «Танго-Салон». Почетный член президиума Московского танцевального союза. Лектор и организатор международных конгрессов и фестивалей по Аргентинскому танго. Основатель танцевальной студии «Dance Options» в Центре современного искусства «Винзавод».

Сфера профессиональных интересов: семиотика хореографии. С 2011 г. работает на факультете искусств, ведет занятия по дисциплинам: «основы европейского и латиноамериканского танца», «техника исполнения европейского и латиноамериканского танца», «методика преподавания европейского и латиноамериканского танца».