Онлайн-выставка 

«На защите искусства: сохранение культурных ценностей 

в годы Великой Отечественной войны»

Годы Великой Отечественной войны стали тяжелейшим временем испытаний не только для населения СССР, но и периодом сложнейших операций по спасению культурного наследия страны. На сохранение произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства были брошены невероятные человеческие силы, которые были сосредоточены, прежде всего, в руках сотрудников музеев.

Меры по сохранению культурных ценностей регулировались государственными органами, но они остались бы нереализованными без отверженного труда, героической стойкости духа и высокой степени профессионализма музейных работников. Данная выставка призвана продемонстрировать этот сложный в истории страны и ее культуры период именно с точки зрения проявленного патриотизма и преданности людей – не только по отношению к стране, но и к своей профессии.

Перед сотрудниками музеев стояло несколько задач: эвакуация произведений искусства, обеспечение их максимальной сохранности и продолжение функционирования музейной деятельности.

Процесс эвакуации был одним из сложнейших этапов, даже несмотря на то, что к нему многие музеи готовились заранее. Сотрудникам приходилось работать в труднейших условиях, которые требовали оперативности действий, часто ответственности за принятие решений без согласования с вышестоящим руководством, при этом работа происходила зачастую без самого элементарного – упаковочного материала. Тем не менее, спешка и бытовые трудности не помешали подготовить для эвакуации огромное количество произведений искусства.

Первоначально сотрудниками музеев отбирались наиболее ценные экспонаты, некоторые из них были зафиксированы в заранее составленных описях, судьбу других приходилось решать на месте. Центральные музеи Москвы и Ленинграда отправляли свои экспонаты машинами, железной дорогой, водным путем в Ульяновск, Пермь, Новосибирск, Иркутск, Саратов, Свердловск, Горький и пр. Был создан совет, бюро и комиссии по эвакуации, которые пытались обеспечивать функционирование планов эвакуации, но в основном их внимание было сосредоточено на самых крупных коллекциях. Например, уже в июле 1941 года была отправлено в эвакуацию экспозиция и особая кладовая Эрмитажа – 22 вагона было выделено для переправки в Свердловск более 500 тысяч экспонатов. Многим музеям была оказана своевременная помощь в эвакуации – это стало возможным благодаря практически не прекращающемуся труду сотрудников музеев, так как они непрестанно упаковывали ценности первой очереди отправки.

Наиболее уязвимыми в процессе эвакуации оказались загородные дворцы-музеи, так как количество экспонатов было невероятно огромным, то сотрудники музеев элементарно физически не успевали их упаковывать, к тому же имели трудности с материальным обеспечением процесса. За очень недолгий период сотрудникам было необходимо демонтировать живопись со стен и упаковать хрупкие предметы декоративно-прикладного искусства.

Так как музеи подчинялись разным ведомствах, хотя большинство из них и Наркомпроссу, то в условиях военных действий осуществлять координационную работу было очень сложно, что приводило к усложнению процессов и как результату невозможности осуществить эвакуацию предметов. Но работа по сохранению ценностей велась не только в формате эвакуации.

Предстояла консервация зданий и сохранения их как архитектурного наследия, велись работы по сохранению произведений, эвакуация которых была затруднена – или обстоятельствами военных действий, или размерами экспонатов. Например, большинство парковых скульптур, крупную мебель, картины, произведения декоративно-прикладного искусства, которые не успели эвакуировать – все это тщательно прятали в подвалах, устраивали замаскированные хранилища, часто это были помещения совершенно не пригодные для хранения произведений искусства, но только таким образом их можно было уберечь.

В тылу было создано 9 фондохранилищ специально для хранения эвакуированных произведений искусства. В данных хранилищах сотрудниками музеев, поехавшими вслед за экспонатами, а также теми, кто принимал их на месте эвакуации, велась непрестанная работа по сохранению культурных ценностей. Кроме сохранности перед сотрудниками по-прежнему стояла задача ведения музейной деятельности.

В период эвакуации в различных городах сотрудниками музеев велась активная работа. Прежде всего, сверка предметов, а также реставрация произведений искусства, которые пострадали при транспортировке или в условиях ненадлежащего, но вынужденного хранения. Кроме того, на музеи, а вернее сотрудников, была возложена ответственная задача по работе с населением. Результатом этой работы стали организованные выставки, сотрудники читали лекции об искусстве в госпиталях, проводили научную работу по краеведению, организовывали встречи по изучению истории и пр.

Невероятной иллюстрацией присутствия веры в победу является тот факт, что в это непростое время, когда каждая минута могла стать последней, сотрудники музеев продолжали строить планы, они создавали проекты музейных экспозиций, чтобы по возвращении быстрыми темпами их создать и принять первых посетителей.

Музеи и их фонды понесли значительные потери в годы Великой отечественной войны – они подверглись разграблению, разрушению, уничтожению. Но эти потери могли быть фатальными для наследия нашей страны, если бы не самоотверженный труд сотрудников музеев, которые несмотря на всю сложность работы, неопределенность решений, неясность будущего, продолжали стоять на защите искусства, проявив не  просто силу духа и патриотическое отношение, а став своеобразные маяком надежды, который поддерживал многих людей в труднейший период в жизни страны.

М. А. Политова, 

искусствовед,

заведующая Художественной лабораторией

Онлайн-выставка

«На защите искусства: 

сохранение культурных ценностей 

в годы Великой Отечественной войны»

© 2001-2020 Факультет искусств МГУ имени М. В. Ломоносова
При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна

г. Москва, Б. Никитская, д. 3, стр. 1

+7 495 629 5605  info@arts.msu.ru