Публикации

Лободанов - Леонардо музыкант.JPG

Лободанов А.П. Леонардо да Винчи музыкант. Лекции по курсу «Семиотика искусства».

— М.: БОС, 2021. — 56 с., илл. 

Издание посвящено исследованию творчества Леонардо да Винчи как музыкан­та-практика. Оно вписывается в музыкальный быт его времени и расширяет представле­ние о музыкальной культуре эпохи Возрождения. Рассматриваются интересы Леонардов области личного музыкального исполнительства, создания новых музыкальных инстру­ментов, экспериментальных исследований звукоизвлечения и поисков новых тембральных возможностей известных музыкальных инструментов. Отмечается, что сценические и инженерные разработки Леонардо были направлены лишь на музыкальную практику в области светской музыки и создания театрально-музыкальных знаковых ансамблей.

Анализируются представления Леонардо о музыке как в феноменологическом аспекте, так и в аспекте музыкальной практики. Отмечается, что сопоставления Лео­нардо анатомии человека и явлений музыкальной практики рождались, в том числе и в русле его музыкально-сценических экспериментов, стремления к постижению гармонии как эстетического принципа, заложенного в природе и направляющего художественную деятельность творца — живописца, скульптора, поэта или музыканта.

Издание адресовано студентам и аспирантам-искусствоведам, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами теории и истории искусства.

Лободанов - Взгляды Леонардо на искусство.JPG

Лободанов А.П. Взгляды Леонардо да Винчи на искусство. Лекции по курсу «Общая теория искусства». — М.: БОС, 2020. — 64 с.: илл. 

Издание посвящено исследованию взглядов Леонардо да Винчи на искус­ство. Рассматриваются представления Леонардо о живописи как филосо­фии; раскрывается теоретическая мысль да Винчи, положенная в основу его живописной практики. Анализируется понимание «природы» у Леонардо, понимание природы подражания рассматривается как главнейший теоре­тический принцип художественной практики и опытно-экспериментальной деятельности Леонардо. Анализируются суждения Леонардо о восприятии, о связи между внешним миром и миром души. Определяется понимание опыта у Леонардо и описание великим мастером научного подхода к искус­ству.

Издание адресовано студентам и аспирантам-искусствоведам, а также ши­рокому кругу читателей, интересующихся вопросами теории и истории ис­кусства.

Лободанов - Танец.JPG

Alexander Lobodanov. Dance as a System of Signs. – Liberty publishing house, New York, 2020.

Dance as a System of Signs examines the semiotic nature of dance in the historical and ontological aspects. This study of the basic concepts and categories of dance semiotics is based on a wide illustrative material. Special attention is paid to the study of the properties, structure, and types of dance signs.

 

 «Танец как система знаков» исследует семиотическую природу танца в историческом и онтологическом аспектах. Изучение основных понятий и категорий танцевальной семиотики основано на обширном иллюстративном материале. Особое внимание уделяется изучению свойств, строения и типов танцевальных знаков.

Лободанов - Избранные труды-1.JPG

Лободанов А.П. Избранные труды. Т. I. История ранней итальянской лексикографии: Из истории филологической мысли и практики эпохи Возрождения. 3-е изд. — М.: БОС, 2020. — 364 с. (табл., илл.)

Второй том избранных трудов включает несколько книг. В книге «Синтаксис и стиль местоимений» (1-е изд. М.: БОС, 2015) рассматриваются вопросы текстуализации и грамматико-лексикографической кодификации личных, неопределенных и отрицательных местоимений итальянского языка XIII—XVI вв., описывается история сложения и функционирования названных групп местоименных слов, позволяющая исследовать проблему синтактико-стилистической обусловленности их лексико­грамматической «актуализации» в текстах указанного периода.

Книга «Problematiche grammatical! nel passaggio italiano-russo» (Pisa: TEP, 2011; Pisa: University Press, 2018) посвящена вопросам сопоставительной грамматики италь­янского и русского языков в аспекте перевода с итальянского языка на русский.

Книга «Язык итальянских школьных грамматик: норма и узус» (1-е изд. М.: БОС, 2017) посвящена описанию процессов грамматической кодификации итальян­ского языка в школьных и описательно-нормативных грамматиках со второй поло­вины XIX по конец XX вв. Книга имеет целью проверку надежности метода рассмотрения грамматических явлений (как предмета историко-грамматического описания) в их троякой представленности — в грамматиках (попытки кодификации языка в терминах традиции), в словарях (современный узус и проспективная норма) и в текстах (языковая реальность своего времени).

Настоящее издание включает также статьи автора, близкие тематике второго тома. В публикуемой серии избранных трудов работы, выполненные на иностранных языках, печатаются в оригинальной версии. Все переводы, кроме особо оговоренных, выполнены автором.

Лободанов - Избранные труды-2.JPG

Лободанов А.П. Избранные труды. Т. II. Историческая и сравнительная грамматика итальянского языка. — М.: БОС, 2020. — 474 с. 

Второй том избранных трудов включает несколько книг. В книге «Синтаксис и стиль местоимений» (1-е изд. М.: БОС, 2015) рассматриваются вопросы текстуализации и грамматико-лексикографической кодификации личных, неопределенных и отрицательных местоимений итальянского языка XIII—XVI вв., описывается история сложения и функционирования названных групп местоименных слов, позволяющая исследовать проблему синтактико-стилистической обусловленности их лексико­грамматической «актуализации» в текстах указанного периода.

Книга «Problematiche grammatical! nel passaggio italiano-russo» (Pisa: TEP, 2011; Pisa: University Press, 2018) посвящена вопросам сопоставительной грамматики италь­янского и русского языков в аспекте перевода с итальянского языка на русский.

Книга «Язык итальянских школьных грамматик: норма и узус» (1-е изд. М.: БОС, 2017) посвящена описанию процессов грамматической кодификации итальян­ского языка в школьных и описательно-нормативных грамматиках со второй поло­вины XIX по конец XX вв. Книга имеет целью проверку надежности метода рассмотрения грамматических явлений (как предмета историко-грамматического описания) в их троякой представленности — в грамматиках (попытки кодификации языка в терминах традиции), в словарях (современный узус и проспективная норма) и в текстах (языковая реальность своего времени).

Настоящее издание включает также статьи автора, близкие тематике второго тома. В публикуемой серии избранных трудов работы, выполненные на иностранных языках, печатаются в оригинальной версии. Все переводы, кроме особо оговоренных, выполнены автором.

Лободанов - Избранные труды-3.jpg

Лободанов А.П. Избранные труды. Т. III. Очерки из истории отечественной итальянистики. 3-е изд. — М.: БОС, 2020. — 362 с.

Книга «Очерки из истории отечественной итальянистики» (1-е изд. М.: «БОС», 2013; 2-е изд. М.: «БОС», 2015) посвящена дисциплине, исторически сформировавшейся как комплексное изучение языка, литературы и искусства Италии в их неразрывном единстве. В ней излагаются в историко-филологиче­ском освещении вопросы взаимосвязей русской и итальянской культур, истории и просвещения, рассмотренные в аспекте искусства слова—итальянского в России и русского в Италии.

Настоящее издание включает также статьи автора, близкие тематике третьего тома. В публикуемой серии избранных трудов работы, выполненные на иностранных языках, печатаются в оригинальной версии. Все переводы, кроме особо оговоренных, выполнены автором.

Венецианская палитра ЯйленкоЕВ — копия.j

Яйленко Е.В. Венецианская палитра. Мир частного человека в искусстве Венеции эпохи Возрождения. — М.: БуксМАрт, 2020. — 448 с.: ил.

Монография Е. В. Яйленко представляет собой исследование искусства венецианского Возрождения, которое возможно изучать лишь в тесной связи с основополагающими проявлениями духовной жизни эпохи. В работе рассмотрены произведения не только корифеев венецианского ренессансного искусства — Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана и Паоло Веронезе, но и художников, малознакомых отечественному читателю. Автор воссоздает картину мира ренессансного человека в двух основных ее аспектах — отношение к женщине и к природе, что подразумевает обращение к широкому кругу мировоззренческих проблем. При этом живописные и графические произведения рассматриваются в тесной связи с художественной проблематикой: вопросы стиля, смыслового значения и т.д.


Содержательную базу исследования образует фактический материал, почерпнутый из многочисленных исторических источников эпохи — трактатов о семейной жизни, философских сочинений о женской красоте, трудов по воспитанию, компендиумов о жизни на вилле и т.д. Они служат основой для интерпретации художественного содержания произведений искусства, предлагая своего рода реальный комментарий к ним и позволяя усмотреть в них конкретное жизненное содержание.

Барабаш-обложка-2019.jpeg

Барабаш Н.А. Блеск и нищета постмодернизма.

— М.: АКАДЕМИКА, 2019.

В книге обосновывается и раскрывается не только путь, которым продолжает двигаться постмодерн в качестве фаворита времени, но и предпосылки его появления, когда, достигнув критической массы, модерн более не смог развиваться дальше и уступил место новому явлению. Однако парадность и шумиха, созданная вокруг «имени» постмодерна, вовсе не обозначают его таковой истинной сути. Скорее, наоборот, вся книга, включая игру, абсурд, парадоксы, еще с большей точностью и неотвратимостью создают энтропийное поле, развитие на котором чревато самыми непредсказуемыми негативными последствиями, в чем легко удостовериться, сверив авторский анализ и эмпирический метод исследования с происходящими в социуме, в искусстве, внутри самой личности процессами, которые вряд ли возможно назвать позитивными. Отсюда и такое провокационное отчасти название исследования, связанное с необходимостью опровержения мнимых успехов и завоеваний постмодерна.

Адресовано всему научному сообществу, тем, кого интересует не только проблема именно этого движения, этого флера, но никак не направления в искусстве, и кто сможет, скорей всего, почерпнуть из этой книги нечто такое, что с какой-то неожиданной стороны раскроет суть и значение постмодерна как набившее оскомину движение в мире идей, образов, смыслов. Как явно подверженное энтропии явление времени, весьма важное и необходимое этому времени.

Зиновьева Обложка.JPG

Зиновьева О.А. Доисторические образы в современном городе.

— М.: Издательство Московского университета, 2019. — 254 с.; илл.

Опираясь на последние данные археологических, антропологических и биологических исследований, автор прослеживает корни возникновения символов и образов, которые в виде скульптур и архитектурных элементов заполняют пространство наших городов.

ЭКЖ-2.jpg

Трещалин М.Ю., Трещалина А.В. Энергетическая концепция жизни. Т. II. Численная символика в мировоззрении человечества. Энергия пирамид.

— М.: БОС, 2019. — 204 с. (табл., илл.)

Книга «Энергетическая концепция жизни» (ЭКЖ) состоит из 2-х томов. В том 1 входит первая часть ЭКЖ — «Энергия космоса и биосфера», том 2 объединяет в себе 2-ю и 3-ю части ЭКЖ: «Численная символика в мировоззрении человечества» и «Энергия пирамид».

В томе II приведен анализ символики, разработанной мудрецами ушедших веков, кото­рый позволил предположить наличие единой системы мироздания. Особое внимание уде­лено анализу чисел, упомянутых в христианской религиозной литературе. Изложена ори­гинальная гипотеза, объясняющая символику величин, указанных в Библии, Откровении от Иоанна Богослова, евангелиях.

 

Также рассматриваются вопросы восприятия и концентрации внешней космической энергии пирамидальными сооружениями. Дается анализ строительных материалов и мине­ралов, используемых при возведении пирамид. С исторических и инженерно-технических позиций проводится анализ взаимосвязи христианства и египетских пирамид.

Своеобразием ЭКЖ является новая мировоззренческая направленность и строгое физико-математическое обоснование идей и гипотез.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

ЭКЖ-1.jpg

Трещалин М.Ю., Трещалина А.В. Энергетическая концепция жизни. Т. I. Энергия космоса и биосфера.

— М.: БОС, 2019. — 352 с. (табл., илл.)

Книга «Энергетическая концепция жизни» (ЭКЖ) состоит из 2-х томов. В том 1 входит первая часть ЭКЖ — «Энергия космоса и биосфера», том 2 объединяет в себе 2-ю и 3-ю части ЭКЖ: «Численная символика в мировоззрении человечества» и «Энергия пирамид».

В томе I подробно изложены комплексные исследования, посвященные анализу влияния на организм человека внешних энергетических воздействий, имеющих космическое происхож­дение, биоритмике и цикличности природных процессов. Проведенные исследования показали, что в зависимости от величины характеристик внешней энергетики, существующих в период созревания плода, можно определить наилучшие и критические фазы жизнедеятельности лич­ности, потенциальные склонности, способность к восприятию и накоплению информации.

 

Данная работа не ставит своей конечной целью предсказание судьбы — в книге строгое обоснование идей и гипотез, проведенное на основании научных достижений в области физики, биологии, социологии, медицины, математики.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

IMG_6655_edited.jpg

Даниленко Н.Б., Лободанов А.П., Рождественский К.А. Дом Якоби.
— М.: БОС, 2018. — 72 с., илл.

Дом Якоби (г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 3, стр. 1) — памятник русского классицизма. Сейчас в нем располагается факультет искусств МГУ имени МВ. Ломоносова. Предлагаемый очерк, дополняющий историю Московского университета, посвящен истории этого уголка нашего университетского пространства в единстве его историко-архитектурной эволюции и развития образования в области искусства.

IMG_6657_edited.jpg

Маловичко С.И., Мухутдинов А.А., Реснянский С.И. Интеллектуальная история России: курс лекций. — М.: БОС, 2018. — 376 с.

Учебное пособие представляет собой лекции по интеллектуальной истории России XI-XXI вв. Авторы обращают внимание на недостаточно освещенные в нашей учебной исторической литературе вопросы о влиянии текста Библии на сознание древнерусского летописца, о жизни исторических конструкций киевского «Синопсиса» в русской литературе и общественном сознании XVIII-XX вв., о возникновении двух типов исторического знания: социально ориентированного и научного (на примере исторических текстов М.В. Ломоносова и Г. Ф. Миллера) и политики памяти, которую пыталась провести посредством своего исторического сочинения Екатерина II. В лекциях рассматриваются вопросы об отношении нововременной науки и общественного сознания, о проблеме времени, конструировании в сознании отношения к «справедливой / несправедливой» войне, о европоцентризме и ориентализме в русской общественной и научной мысли XIX-XX вв., о соотношении научного исторического знания и общественного (массового) сознания XlX - начала XXI вв.

Учебное пособие даст возможность студентам научиться, самостоятельно интерпретировать разные нарративные практики и формы исторического сознания. Текст относится к научно-популярному жанру. Пособие имеет четкую тематическую направленность и основательную научную проработку.

Курс лекций по интеллектуальной истории России рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

IMG_6658_edited.jpg

Никитина Н.Н. Классическая философия. Избранное.

— М.: БОС, 2018. — 292 с.

Размышления о прекрасном и искусстве сопровождают историю философии практически с момента ее возникновения. Ярчайшая из страниц вписана в историю этих философских поисков немецкой классической философией, чрезвычайно высоко оценившей искусство как форму духовного творчества и познания истины. Философия искусства в немецкой классике становится неотъемлемой частью философской системы, без которой она утрачивает свою смысловую целостность.

Задача настоящего пособия заключается в том, чтобы рассмотреть созданную Аристотелем теорию искусства, проблему научного и философского истолкования искусства Гегеля, тесную взаимосвязь природы искусства и эстетического удовольствия в философии Канта.

Автор учебного пособия — Никитина Наталья Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры «Семиотики и общей теории искусства» факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова.

Издание предназначено для специалистов, студентов гуманитарных факультетов в зов и широкого круга читателей.

IMG_6928_edited.jpg

Ковалев Андрей. Книга перемен. Том 1 : Материалы к истории русского искусства / Андрей Ковалев. — [б. м.]: Издательские решения, 2017. — 502 с.

«Книга перемен» — сборник статей художественного критика Андрея Кова­лева. Перемежая академичные исследования с короткими журнальными заметками, автор рассказывает историю современного российского искусства от Малевича до Рогинского. Рассказывает в своей уникальной манере: субъективной, описательной, атмосферной — именно такой, которая позволит читателю увидеть уже знакомые и новые произведения искусства глазами историка, погруженного в живой художественный процесс.

IMG_6663_edited.jpg

Кошаев В.Б. ОНТО. Искусство христианского мира (I - начало II тыс. н.э.). Часть 1. Теория и дидактика предмета
— М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2017. — 208 с.: илл.

Культ в христианском искусстве парадоксален идеей жертвенности: Бога — человеку. Это и есть осуществление ОНТО, или ОНТОС (Сущего), как бытия в истории через возможность прямого раскрытия в сознании и материи Духовного начала и его значения для освобождения от первородного греха. Сущее выражено в Средневековом искусстве темой Крестной Жертвы Спасителя.

В настоящем издании онтология понимается в теме Подвига Жертвы. Учебное издание содержит две части. Первая посвящена теме дидактики онтологии искусства и некоторым малоразработанным вопросам теории, важным как для искусствознания, так и гуманитарной сферы в целом. Вторая часть служит своего рода иллюстрацией первой части и раскрывает специфику этапов развития искусства христианского мира в указанном периоде времени.

Издание подготовлено в рамках направления основ философии в искусствознании для образовательной области искусствоведения магистратуры и аспирантуры, а также может быть использовано при изучении культурологии, а также морфологии и феноменологии искусства.

IMG_6664_edited.jpg

Кошаев В.Б. ОНТО. Искусство христианского мира (I - начало II тыс. н.э.). Часть 2. Этапы формирования образной системы.
— М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2017. — 296 с.: илл.

Вторая часть учебного издания посвящена четырем периодам христианского искусства: катакомбного времени, периода утверждения богословием сути изображения, времени иконоборчества и самого начала второго тысячелетия.

Необходимость такого разбора связана с отсутствием дидактического построения темы в связи с накопившимися вопросами общей теории искусства. Этому посвящена 1-я часть издания. 2-я часть обращена к истории искусства христианского мира — теме, основополагающей в целом для культуры и искусства.

Издание подготовлено в рамках дисциплины «Основы философии в искусствознании» для образовательной области искусствоведения. Может использоваться при изучении истории искусства, культурологии, философии искусства, а также отдельных дисциплин: морфологии, феноменологии, онтологии, типологии искусства.

IMG_6659_edited.jpg

Никитина Н.Н. Философия искусства Канта. «Критика способности суждения». Учебное пособие. — М.: БОС, 2017. — 76 с.

Задача настоящего учебного пособия — помочь студентам в изучении философии искусства одного из гениальнейших мыслителей Нового времени — Иммануила Канта.

Автор учебного пособия — Никитина Наталья Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры «Семиотики и общей теории искусства» факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова.

Издание предназначено для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.

IMG_6656_edited.jpg

Лободанов А.П., Сидоркин А.А. Язык итальянских школьных грамматик: норма и узус.
— М.: БОС, 2017. — 228 с.

В книге проводится анализ школьных грамматик итальянского языка (вторая половина XIX — начало ХXI вв.), оказавших наибольшее влияние на формирование языковой нормы. Выявляются наиболее значимые изменения современного языкового состояния и общие эволюционные тенденции, обусловленные влиянием процессов нормирования и стандартизации на языковую систему.

Для исследователей, студентов и аспирантов, специализирующихся в области истории и современного состояния итальянского языка.

IMG_6955_edited.jpg

Заднепровекая Г.В. Анализ музыкальных произведений: Учебник. — 3-е изд.,

стер — СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2016. — 272 с.: ноты. 

В данном учебнике представлены основные формы европейской музыки, начиная от XVII в. вплоть до современности. В нем раскрываются фунда­ментальные понятия музыкальной формы в их связи с содержанием и художественным мировоззрением композиторов указанного периода. Изучение теории классико-романтических форм дает в дальнейшем свободу понимания различных музыкальных стилей и направлений, способствует глубинному постижению многогранного мира искусства.

Представленный учебник предназначен для студентов средних профес­сиональных учебных заведений, реализующих программы по музыкальному образованию и искусству. Однако учебник может быть использован также студентами высших музыкальных учебных заведений.

IMG_6722_edited.jpg

Лободанов А.П. Словарная практика и филологическая мысль итальянского Возрождения.
— М.: БОС, 2016. — 516 с. (табл., илл.)

В книге прослеживаются основные этапы взаимодействия лекси­кографической практики и филологической мысли в Италии XV — на­чала XVII вв., рассматриваются внешние и внутренние закономерности развития лексикографии периода формирования национальных европей­ских языков, анализируется сложение метода толковой лексикографии во взаимосвязи с развитием филологической мысли в Италии эпохи Воз­рождения, на примере истории ранней итальянской лексикографии обо­сновываются принципы исторической теории лексикографии.

Книга адресована исследователям, специализирующимся в обла­сти исторической лексикографии, лингвистам-романистам, занимаю­щимся историко-филологическим изучением итальянского языка, сту­дентам и аспирантам, изучающим историю итальянского языка, а также будет полезна широкому кругу филологов, интересующихся вопросами культуры итальянского Возрождения.

Доре.jpg

Маркова А.И., Великодная И.Л. Гюстав Доре в России. Опыт каталога. 1867–1917.

— Москва, 2016. — 164 с. 

Книга является первым опытом каталога изданий с иллюстрациями Гюстава Доре (1832-1883), вышедших на русском языке в России до 1917 г. — всего более семидесяти изданий, выявленных в центральных книгохранилищах России и некоторых частных собраниях.


Для специалистов и широкого круга читателей, интересующихся вопросами истории книги и книжной графики.

IMG_6660_edited.jpg

Никитина Н.Н. Философия и теория искусства Аристотеля.
— М.: БОС, 2016. — 56 с.

Задача настоящего пособия заключается в том, чтобы рассмотреть созданную Аристотелем теорию искусства и ответить на важнейший для понимания природы искусства вопрос: в чем же состоит принципиальное отличие подражательного искусства от всех других форм человеческой деятельности, дающее ему право на автономию?

Автор учебного пособия — Никитина Наталья Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры «Семиотики и общей теории искусства» факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова.

Издание предназначено для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.

IMG_6721_edited.jpg

Silenok Valentine

Art for art students : Secon Edition / Valentine Silenok.

— [б. m.] : Издательские решения, 2016. — 64 с.

Целью данного пособия является создание практической базы для формирования у студентов умений и навыков перевода с английского языка на русский и с рус­ского языка на английский. Данное пособие ориентировано на студентов ВУЗов искусств с языковой подготовкой Pre Intermediate-Lower Intermediate Intermediate (часть языкового материала относится к уровню Upper-intermediate).

IMG_6653_edited.jpg

Лободанов А.П. Очерки из истории отечественной итальянистики. 2-е изд.
— М.: БОС, 2015. — 388 с.

В книге излагаются в историко-филологическом освещении вопросы взаимосвязей русской и итальянской культур, рассмотренные в аспекте искусства слова — итальянского в России и русского в Италии. Разработка тем, изложенных в предлагаемых очерках, может быть продолжена в академических исследованиях и университетском преподавании.

Книга предназначена для исследователей, специализирующихся в области истории отечественной романистики, для студентов и аспирантов, занимающихся историей итальянистики в России, а также будет полезна тем, кого интересуют исторические связи русской культуры и Италии.

IMG_6720_edited.jpg

Лободанов А.П. Синтаксис и стиль местоимений. Главы из исторической грамматики итальянского языка.
— М.: БОС, 2015. — 448 с.

В книге рассматриваются вопросы текстуализации и грамматико­лексикографической кодификации личных, неопределенных и отрица­тельных местоимений итальянского языка XIII-XVI веков, описывается история сложения и функционирования названных групп местоименных слов, позволяющая исследовать проблему синтактико-стилистической обусловленности их лексико-грамматической «актуализации» в текстах указанного периода.

Разработка предложенной темы может быть продолжена в акаде­мических исследованиях иных групп местоимений, а также в универси­тетском преподавании курса истории итальянского языка.

Книга предназначена для исследователей-романистов, специализи­рующихся в области истории итальянского языка, для студентов и аспи­рантов, занимающихся исторической грамматикой итальянского языка, а также будет полезна переводчикам со староитальянского и тем, кого интересуют исторические процессы формирования итальянского лите­ратурного письменного языка.

IMG_6723_edited.jpg

Лободанов А.П. Ломоносов и искусства в Московском университете в XVIII веке. Вступительная лекция для студентов первого курса 1 сентября 2015 г.

— М.: БОС, 2015

.

IMG_6713_edited.jpg

Кошаев В.Б. Опыт отношения к искусству. Онтология народного искусства.
— М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2014. — 180 с., илл.

Искусствоведение рассматривает только искусству присущие свойства, но проблема в том, что искусство это не сам художественный объект, а особый духовный чувственный «медиум», ищущий смысл жизни вначале как красоту формы, а затем распечатывающий ее в сознании многих поколений. Ядром народного искусства в его духовной истине выступает условие жертвенной предопределенности, где культ в отношениях естественного и сверхъестественного - субъекта и рода - пронизывает изобразительно-декоративную и технологическую стороны жизнеустройства. Эти отношения и должны быть поняты с помощью онтологии искусства.

 

Для студентов, аспирантов, преподавателей, специализирующихся в области искусствоведения, искусствознания, философии искусства, культурологии.

Живопись эпохи Возрождения.jpg

Яйленко Е.В., Василенко С.В. Живопись эпохи Возрождения.
— М.: Олма Медиа групп, 2014.

Изобразительное искусство эпохи Ренессанса представляет собой одно из ярчайших явлений в истории мировой культуры. В этот период жили и творили великие художники и скульпторы, создавшие непревзойденные шедевры.


В альбоме представлены лучшие произведения мастеров итальянского и Северного Возрождения.

Владышевская. Древнерусская певческая ку

Владышевская Т.Ф. Древнерусская певческая культура и история.

— М.: Луч, 2013. — 464 с. 

Монография Т.Ф.Владышевской "Древнерусская певческая культура и история" посвящена истории певческого искусства и колоколов в России Х - ХVIII веков. Исследование выполнено на основе широкого круга материалов, многие темы находятся на стыке разных дисциплин -церковной археологии, лингвистики, богословия, истории, фольклористики, музыковедения. Древнерусское музыкальное наследие - это не только важнейшая часть отечественной культуры. Церковные песнопения, колокольные звоны,русские народные песни - обрядовые, протяжные, былинный эпос, входят в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Большую часть работы составляют впервые введенные в научный оборот расшифовки, песнопения русским святым - кн. Владимиру, кн. Ольге, св. Борису и Глебу, преподобным Феодосию Печерскому и Сергию Радонежскому, выполненные по древнерусским певческим рукописям из московских рукописных собраний. Работа иллюстрирована черно-белыми и цветными фотографиями.

IMG_6666_edited.jpg

Лободанов А.П. Семиотика искусства: история и онтология: Учебное пособие. - 2-е издание.— М.: Издательство Московского университета, 2013. — 680 с., илл., табл., схемы, нотные примеры. — (Классический университетский учебник)

В книге излагаются в историко-онтологическом аспекте основы дисциплины «Семиотика искусства» как науки о знаковой природе искусства. В ней дается системное описание основных понятий, терминов и категорий семиотики как эмпирического и теоретического знания. Кроме того, проводится исследование свойств, структуры и типов знаков; особое внимание уделяется неприкладным и прикладным искусствам; дается анализ семиотических систем (специальных и интегральных); намечаются общие исторические черты развития семиотики как гуманитарного знания.

Книга содержит глоссарий терминов, таблицы и схемы, иллюстрации и нотные примеры. Цель автора — дать целостное и обозримое изложение дисциплины, разработка которой может быть продолжена в академических исследованиях и университетском преподавании.

Для студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей, специализирующихся в области искусств. Книга также будет полезна всем, кто интересуется искусствознанием, историей и теорией искусства.

IMG_6717_edited.jpg

Зубко Г.В. Искусство Востока. Курс лекций / Г.В. Зубко.
— М.: Восточная книга, 2012. — 432 с., илл.

Настоящий курс лекций представляет собой своего рода введение в изучение сложной проблематики, связанной с тра­диционным искусством Востока.

В книге искусство Востока исследуется на примере всего лишь некоторых, но весьма представительных образцов — ис­кусства индуизма, буддизма, ислама, а также искусства Китая и Японии. Внутри каждой из этих больших тем особо выделя­ются наиболее значимые сферы, демонстрирующие в полной мере специфические особенности того или иного искусства. В случае искусства индуизма, например, основное внимание сосредоточено на сакральной архитектуре, а при рассмотрении китайского искусства речь преимущественно идет о пейзаж­ной живописи. Искусство Востока находится в прямой соотне­сенности с системой религиозных мифологических представ­лений, поэтому сакральная архитектура индуизма, являющегося религией, складывавшейся в течение тысячелетий и характеризующейся значительной устойчивостью, в наибольшей сте­пени отражает основополагающие принципы мировосприятия, нашедшие свое отражение в искусстве индуизма. Аналогично и в случае с китайской пейзажной живописью, неразрывно связанной с концепциями даосизма и конфуцианства, именно данный вид искусства с наибольшей полнотой демонстрирует взгляд средневековых китайцев на Мироздание. В процессе рассмотрения искусства разных народов Восто­ка проводятся определенные параллели и сопоставления с ключевыми принципами, на которых основывается искусство Запада.

Шелухина.jpg

Шелухина Е.Н. Сэр Джордж Шолти. Встречи с Россией.
— М.: Г.И. Саамов, 2012. — 160 с.

Настоящее научно-популярное издание, приуроченное к 100-летию со дня рождения сэра Джорджа Шолти, является первым монографическим исследованием о дирижёре на русском языке. В книге освещены многогранные творческие связи Шолти с отечественной музыкальной культурой и её выдающимися представителями. Для широкого круга читателей, интересующихся исполнительским искусством.

Миф Италии.jpg

Яйленко Е.В. Миф Италии.
— М.: НЛО, 2012. — 335 с. 

Книга Евгения Яйленко посвящена проблематике "итальянизмов" в русской культуре. На обширном материале романтического и постромантического искусства автор демонстрирует роль итальянского компонента, показывая, как именно итальянские мотивы сказываются в изменении самой жанровой структуры отечественной живописи, в появлении новых изобразительных формул пейзажа, бытовой и исторической картины.

IMG_6716_edited.jpg

Барабаш Н.А. Телевидение и театр: игры постмодернизма.
Изд. 2-е.— М.: КомКнига, 2010. — 184 с.

В монографии впервые предпринята попытка рассмотреть постмодернизм не только через призму литературы, но и выявить его проявления, особенности су­ществования на телевидении и в театре. Поэтому в книге обосновывается взаимо­связь таких разных явлений, как тысячелетний театр и относительно молодое те­левидение — почти ровесник самого постмодернизма. Рассматриваются компози­ционная и структурная составляющие, анализируется жанровая и метафорическая природа театра как вида искусства и телевидения как эстетического феномена времени. Анализ проводится на обширном эмпирическом материале, основой которого служат многие театральные постановки, а также передачи, программы отечественного ТВ, деятельность телеведущих, актеров и режиссеров. Их вклад в развитие культурэстетической ситуации оценивается с позиций философского понимания проблемы постмодернизма и обратного влияния на функционирование и жизнедеятельность театра и телевидения.

Книга может рассматриваться как проявление индивидуального, во многом парадоксального взгляда автора на проблему постмодерна.

Адресовано студентам гуманитарных специальностей и всем тем, кого инте­ресует природа ведущего направления современной эстетики — постмодернизма: театроведам, историкам, литературоведам, критикам.

Владышевская. История русской музыки.jpg

Владышевская Т.Ф., Левашова О.Е., Кандинский А.И. История русской музыки вып. 1.

— М.: Музыка, 2010. — 570 с.

Учебник по истории русской музыки, созданный взамен учебника для исполнительских факультетов музыкальных вузов под редакцией Н.В. Туманиной, вышедшего в 1957-1960 гг., написан с учетом новейших исследований в области музыкознания и специфики изучения курса истории русской музыки студентами различных специальностей. Первый выпуск учебника посвящен периоду развития русской музыки от древнейших времен до творчества композиторов "Могучей кучки". В нем рассматривается творчество основоположника русской классической музыки Глинки, его современников: Верстовского, Алябьева, Варламова, Гурилева, а также Даргомыжского. 


Предназначается для студентов музыкальных вузов.

IMG_6924_edited.jpg

Зубко Г.В. Древний символ. Истоки. Смысловая структура. Эволюция / Г.В. Зубко.
— М.: Университетская книга, 2010. — 248 с.

Исследуются истоки символа как явления культуры, пред­ставляющего собой одну из ее характерных черт. В основе анализа феномена символа положены данные мифа, кото­рый рассматривается не как вымысел, а важное древнее знание. Символ, его истоки, природа и трансформации ана­лизируются также в соотнесенности с учениями антич­ности и восточными религиозно-философскими системами. В многослойной структуре символа вычленяются три со­ставных элемента. Это ядро - своего рода «капсула» вечного смысла; периферия - зона дробления, развития и синтеза смысловых компонентов и «оболочка» - сфера взаимодей­ствия периферии с Миром конечных форм, видимая, дос­тупная для восприятия современного человека. Формулиру­ются основные принципы трансформационных процессов, происходящих внутри смысловой структуры символа. На примере наскальных изображений и древнейших систем письменности рассматривается функционирование симво­лов на самых ранних этапах существования человечества.

Для философов, филологов, культурологов, историков. Может использоваться в учебном процессе вузов при подготовке кадров по социально-философским и гуманитарным направлениям и специальностям. Представляет интерес для широкого круга читателей.

IMG_6661_edited.jpg

Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Декоративно-прикладное искусство"/ В.Б. Кошаев
— М.: ВЛАДОС,  2010. — 272 с., илл.

Учебное пособие содержит материалы по вопросам теории, композиции и истории декоративно-прикладного искусства. Раскрываются основные термины и понятия, принципы взаимосвязи декора и формы, познавательные свойства и типичные формы народной, конфессиональной, светской, авангардной художественной традиции декоративноприкладного искусства. 

Пособие адресовано студентам художественных и художественно-педагогических вузов, может быть использовано педагогами дополнительного образования.

IMG_6714_edited.jpg

Трубочкин Д.В. Античная литература и драматургия. Пособие для студентов творческих вузов.
— М., 2010. — 224 с.

В книге излагается история важнейших видов античной поэзии - эпоса, лирики, драмы - в их наиболее выразительных, классических образцах (VIII-IV вв. до н.э. в Греции. П в. до н.э. - I в. н.э. в Риме). На характерных примерах показано развитие некоторых прозаических жанров эпохи эллинизма и Римской империи, в которых применялись и переосмысливались классические образцы. Цель книги - дать связное, выразительное, понятное, обозримое и современное изложение, способ­ное привлечь интерес читателя к античной словесности. Книга задумана как пособие для студентов, занимающихся искусствами и не являющихся специалистами в античности; она может быть полезна всем, кто интере­суется античной словесностью.

Венецианская античность_edited.jpg

Яйленко Е.В. Венецианская античность.
— М.: НЛО, 2010. — 468 с.

Книга Евгения Яйленко посвящена интерпретации античных сюжетов в искусстве Венеции XV-XVI веков: от художников семейства Беллини до Тициана, Веронезе и Тинторетто. Специалисты непременно оценят ее глубокую фундированность, проработанность материала, полноту научного аппарата. Просто читатели - увидят венецианское Возрождение как увлекательное зрелище, почувствуют это интереснейшее время в полноте его культуры, вовсе не сводимой в данном тексте к освоению мифологических тем.

IMG_6715_edited.jpg

Винокурова О.К. Искусство Германии и Австрии в «именах» и понятиях : монография / О.К. Винокурова.

— М.: КДУ, 2009. — 220 с.

В книге раскрываются основные этапы развития искусства немец­коязычной Европы через имена и понятия. Проведен анализ развития смыслового пространства терминов Kultur, Kunst, Stil в немецкоязыч­ном художественно-куЛьтурном ареале. Особое внимание уделено зна­чению понятия Gotik, причинам возникновения термина Sondergotik.

Выявлены основные дефиниции, отражающие развитие немецкого искусства и художественной культуры в целом в эпоху Возрождения, барокко, Просвещения и романтизма. Biedermaier рассматривается как истинно немецкое явление. Анализируется возникновение и значение терминов Jugendstil и Sezession в Германии и Австрии.

Книга предназначена для специалистов в области истории искусства, истории культуры и искусства Германии и Австрии, для филологов- германистов. Она может быть использована в учебном процессе, а также в лексикографической практике при составлении как переводных, так и лингвострановедческих словарей.

IMG_6719_edited.jpg

Лободанов А.П. Юрий Владимирович Рождественский: Очерк творческой биографии.
— М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. — 231 с., илл.

В предлагаемой читателю книге рассматривается творческий путь, научные взгляды и педагогическая деятельность выдающегося русского филолога, теоретика и философа языка и культуры Заслу­женного профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, академика РАО Юрия Владимировича Рождественского (10 декабря 1926 - 24 октября 1999).

Книга предназначается специалистам в области гуманитарного знания, филологам - преподавателям, студентам и аспирантам. Она может быть полезна и широкому кругу читателей, интересующихся современными проблемами развития филологической науки, устрой­ства речевых отношений общества, вопросами теории культуры.

IMG_6718_edited.jpg

Лободанов А.П.

Язык. Литература. Искусство.
 

 М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.  312 с.

IMG_6926_edited.jpg

Зубко Г.В.  Миф: взгляд на Мироздание.
— М.: Университетская книга, 2008. — 360 с., илл.

Рассмотрен миф как явление культуры и особый взгляд на мироздание Раскрыты научные представления о мифе, дан анализ их природы, истоков и ключевых категорий. Представлены культурные проекции мифа в фольклоре, религии, искусстве, языке. Изложение насыщено культурно-историческим материалом, основано на трудах крупнейших исследователей мифа, в нем нашло отражение мифологическое наследие разных народов.

Для философов, культурологов, этнографов, историков. Может использоваться в учебном процессе вузов при подготовке кадров по социально-философским и гуманитарным направлениям и специальностям. Представляет интерес для широкого круга читателей.

IMG_6662_edited.jpg

Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве (на материалах изделий из дерева): учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Декоративно-прикл. искусство и народные промыслы" / В.Б. Кошаев. 
— М.: ВЛАДОС, 2006. — 120 с., илл.

В учебно-методическом пособии систематизирован обширный материал по композиции в русском народном искусстве с точки зрения ее содержания: структуры, средств и приемов, основных понятий и истории развития. Общие тенденции композиции иллюстрируются материалами резьбы и росписи по дереву.

Пособие предназначено студентам, обучающимся на художественных и художественно-педагогических специальностях и тем, кто интересуется декоративно-прикладным искусством.

Владышевская.jpg

Владышевская Т.Ф. 
Музыкальная культура Древней Руси. 

— М.: Знак, 2006. — 468 с.

IMG_6712_edited_edited_edited.jpg

Литвинов С.В. Art and Society: Учеб. пособие по английскому языку для студентов вузов и факультетов искусств.
— М.: Изд-во МГУ, 2002. — 250 с.

Пособие предназначено для студентов старших курсов факультетов и вузов искусств. Материал пособия может быть также использован для аналитического чтения, перевода, развития навыков устной речи (составление резюме текста, вопросы и ответы, монологическая речь), знакомства с искусствоведческой терминологией современной англоязычной литературы. Материалом пособия являются оригинальные произведения британских и американских авторов.

Ковалев. Российский акционизм.jpg

Ковалев А. А. Российский акционизм, 1990-2000.

— М.: Agey Tomesh/WAM, 2007. — 450 с. 

Крупнейшая работа по изучению практически всех событий перформативного характера на протяжении 90-х годов произвел Андрей Ковалёв в сборнике «Российский акционизм. 1990–2000», куда помимо описаний акций самими художниками также включены цитаты из реакции СМИ на происходившие события, начиная с «Художественного журнала» («ХЖ») и заканчивая народной газетой «Мегаполис-экспресс».